"Восточный дракон не является ужасным монстром, плодом средневекового воображения. На Востоке он является гением и символом силы и доброты. Дракон - это дух изменения, а поэтому дух самой жизни… Он скрывается в пещерах неприступных гор, или погружается в недоступные глубины моря, ожидая там времени пробуждения и действия. Он раскрывается в грозовых тучах, он умывается своей гривой во мраке бурлящих водоворотов. Его когти в изгибах молний; его чешуя начнет искриться в коре сосновых деревьев. Его голос слышится в урагане, который катится по ослабевшему лесу пробуждая его к новой весне".



В китайской мифологии дракону присваивается множество заслуг.

Как жители Поднебесной узнали иероглифы? Исключительно благодаря дракону. Легенды приписывают это богу Фу Си, которого изображали в виде получеловека-полузмеи. Он научил людей разжигать огонь, жарить мясо, охотиться и ловить рыбу. Однажды прогуливаясь по берегу Хуанхэ, Фу Си увидел дракона, а на его спине - какие-то непонятные знаки. Приглядываясь к следам птичьих лапок, к причудливым трещинам на камнях - словом, к таинственным письменам природы, он придумал восемь знаков, которые и положили начало китайской письменности.

По древней легенде, Центр всего мироздания символизируется Желтым Драконом. Это начало всех начал. Желтый Дракон считался символом ставшего первопредком китайского этноса Хуан-ди, императора, возглавившего пантеон первых пяти правителей Древнего Китая.

Это был и соответствующий астральный символ, фигура на небесной сфере, известная ныне как созвездие Дракона, висящее в самом центре небесной сферы.

И сейчас бытует миф о том, что существует волнующая воображение людей тайна Дракона, единственного из всех знаков китайского Зодиака, который нельзя увидеть воочию. Вариантом этой легенды следует считать рассказ о том, что человек не может увидеть хвост Дракона, хотя именно на кончике этого хвоста в древности находилась Полярная звезда. Вообще культ драконов оказался весьма разнообразным и красочным в Древнем Китае, и, видимо, именно отсюда в своих различных вариациях (в том числе и в виде известного всем нам Змея Горыныча) он распространялся по всем весям громадного евразийского монолита.

ЛУН, ГЕРОЙ КИТАЙСКОГО ЭПОСА

Лун, в китайской мифологии фантастическое существо, дракон. Образ Луна сложился в Китае в древности. Начертание иероглифа Лун, представляющее собой пиктограмму, изображающую животное с длинным телом и головой, увенчанной рогами, обнаружено уже в надписях на гадательных костях эпохи Инь (с 14 в. до н. э.). Существуют предположения о том, что прообразом этих пиктограмм была ящерица, а также о связи образа Луна с крокодилом. В надписях на гадательных костях Лун связан с названиями прототибетских племен цян, населявших западную и центральную части современной провинции Хэнань и, возможно, южную часть провинции Шаньси.

Вероятно, Лун считался тотемом ряда древних племен, что является редким исключением в общемировой системе первобытных верований, в которой тотем - обычно существо реальное. Возможно, образ Луна заменил более ранние представления о тотеме - змее, ящерице или крокодиле. Сравните связанные с тотемическими представлениями обычай татуировки в виде Луна у племен юэ на восточном побережье, легенды о поедании мяса дракона и о разведении и кормлении драконов подобно домашним животным при дворах некоторых легендарных правителей; многочисленные предания о рождении мифических первопредков и государей от связи женщины с драконом, а также появление дракона в небе над домом, где должен родиться герой; рождение героя из крови дракона, наличие драконовой меты (лун янь) на челе древних государей (в средневековом Китае Лун - символ императора, его изображали на троне, на халате государя).

Особенно велика роль Луна в древних космогонических представлениях. На одном бронзовом блюде эпохи Инь изображены два дракона: на дне - безногий, покрытый чешуйками, каждая из которых имеет рисунок спирали-молнии, а по краю - дракон с лапами, а также птица и рыба. Связь Луна с землей зафиксирована и в "Книге перемен". Однако с развитием мифологических и космогонических представлений Лун стал мыслиться как воплощение светлой, небесной мужской силы ян и утратил связь с землей как воплощением темного женского начала инь. Как символ силы ян и небесного начала Лун часто изображается крылатым существом, повелителем облаков, туч, дождя, парящим в облаках или плывущим в волнах и объятым языками пламени, - видимо, символ грозы как соития неба и земли (в древнекитайской космогонии дождь есть слияние неба и земли, столь важное для земледельческого населения).

В четвертом веке до нашей эры появилось учение о пяти первоэлементах и представление о драконах пяти цветов: хуанлун - желтые, цинлун - зеленые, чилун - красные, байлун - белые и сюаньлун - черные. В преданиях фигурируют главным образом цинлун (символ востока) и хуанлун, связанный с землей и центром. Луны различались и по внешнему виду: цзяо - чешуйчатые, ин - крылатые, цю - рогатые, чи - безрогие.

По преданиям герои нередко подымались в небо верхом на Луне. Вот как его описывали:"Голова, как у верблюда, рога, как у оленя, глаза, как у зайца, уши, как у коровы, шея, как у змеи, живот, как у морского зверя шэнь, чешуя, как у карпа, когти, как у ястреба, лапа, как у тигра… На спине 81 шип, полностью девятью девять, как подобает силе ян… под подбородком светящаяся жемчужина, а на голове гора Бошань.

Несмотря на столь ужасный вид Лун - доброе существо, его появление рассматривается как благоприятный знак, хотя в древних мифах встречаются упоминания о борьбе со злыми Лунами. В средние века существовали представления о земных драконах, в наказание за дурные дела лишенных возможности подняться на небо.

 

ЛУН-ВАН - ЦАРЬ ДРАКОНОВ КИТАЙСКОЙ МИФОЛОГИИ

Лун-Ван в китайской мифологии - хозяин водной стихии, глава драконов лун. Он выделялся среди прочих драконов необычайными размерами - около 1 ли (примерно полкилометра в длину). Образ Лун-Вана сложился в первых веках нашей эры под воздействием буддизма Оттуда было заимствовано и число Лун-Ванов (в китайском переводе сутры "Садхарма пундарика" их насчитывается восемь, по другим сочинениям, - десять). Однако распространение получило представление о Лун Ванах четырех морей (в соответствии с древнекитайской космогонией): Гуан-дэ ("увеличивающий добродетель") - Лун-Ван Восточного моря, Гуан- ли ( "увеличивающий богатство") - Южного, Гуан-жун ("увеличивающий благосклонность") - Западного и Гуан-цзэ ("увеличивающий щедрость") - также Западного. Все они считаются братьями черепахи Ао, старший из которых Гуан-дэ. В фантастической эпопее "Путешествие на запад" У Чэн-эня и других произведениях Лун-Ваны носят несколько иные имена.

В классическом средневековом романе У Чэн-зня "Путешествие на Запад" рассказывается о том, как царь обезьян Сунь У-кун сражался с Лун-ваном:

"Дракон-старик не знает, как тут быть,
От страха у него язык отнялся…
В припадке бьются младшие драконы,
Иные мечутся, что в клетке звери,
Слышны повсюду крики, вопли, стоны,
Разбиты окна, высажены двери,
Поломаны запоры и заслоны…"


Битва была долгой и кровавой. Наконец Сунь У-кун изловчился и ударом железного посоха размозжил Лун-вану череп. А на месте битвы по велению императора воздвигли монастырь с такой вывеской над воротами: "Учрежденный по указу государя монастырь Охраняющий государство и ниспровергающий драконов".

В поздних народных верованиях Лун-Ван нередко рассматривается как владыка стихий, которому подчинены бог грома Лэй-гун, богиня молнии Дянь-му, бог ветра Фэн-бо и хозяин дождя Юй-ши.

А вот описание подводного дворца Лун Вана, расположенного на дне Восточного моря: "Это огромное сооружение с длинными аркадами, загнутой по углам крышей, причудливыми крытыми переходами и круглыми окнами и дверьми. Все его залы наполнены такими богатствами, о которых на земле и понятия не имеют: золотые резные двери художественной работы, украшенные драгоценными камнями, коралловые решетки, мозаичные картины из редких камней; стены, испещренные жемчугом и бирюзой; яшмовые полы, - всюду соединение блеска, красоты и достатка. В задних комнатах лежали груды драгоценностей, ссыпанные прямо на пол; в кладовых - неисчерпаемые запасы чрезвычайно вкусных кушаний и отличных вин".

Лун-Ван - хранитель несметных сокровищ, у него есть свое морское воинство: черепахи, каракатицы, креветки и другие морские обитатели, имеющие способность к оборотничеству.

Его подготовку к сражению описывает одна из легенд: "По всем направлениям мчались курьеры - самые быстроходные рыбы, - развозя приказанья. Все светящиеся морские рыбы и животные зажгли свои фонари, и при их свете шли приготовления к предстоящему выступлению в поход: мечи- и пилы-рыбы оттачивали свое оружие, молоты-рыбы обновляли обивку на обеих сторонах своих палиц, крабы подновляли бугорки своих клешней…"

Культ Лун-Вана был чрезвычайно распространен в старом Китае. Его храмы были практически не только в каждом городе и деревне, но и у каждого озерца, всякого колодца, хотя у всех этих источников были и свои духи-драконы, рангом пониже. Однако во время засухи все молитвы были обращены к господину драконов - ведь дождями распоряжался он. Если же мольбы не помогали, Лун-вану, несмотря на его богатство и могущество, приходилось худо. Его ругали, ему угрожали, а в начале XIX века император Цзя-Цин даже подверг драконьего владыку суду и приказал выслать его в Илийский округ - дальнюю захолустную провинцию.

Только просьбы перепуганных подданных смягчили императора, и Лун-ван был с дороги "возвращен" в Пекин.

Удивительные события наблюдали очевидцы во время большого харбинского наводнения 1932 года. Когда все обращения к Лун-вану оказались бесполезны, его изображения вынесли из храма и торжественно зарыли на полузатопленном островке, так что голова чуть-чуть возвышалась над поверхностью воды; стоило уровню реки лишь немного повыситься, как дракон утонул бы. Подействовало ли это на сверхъестественное существо, или по какой-то другой причине, но наводнение прекратилось.

ЦИН-ЛУН, СТРАЖ ВОСТОКА

В китайской мифологии Цин-лун - Зеленый дракон, Страж Востока. Поскольку Восток ассоциировался с весной, то и символом его был дракон цвета зелёной весенней травы. Цинлун - также название созвездия, имеющего на древних рельефах особое графическое изображение, которое напоминает дракона. Изображение Цин-Луна с древности имело благопожелательный смысл, появление Цин-Луна считалось счастливым предзнаменованием. Цин-Луна изображали в древности на знаменах, при этом во время следования войска знамя с изображением Чжуняо - символом юга несли спереди, Сюань-у - символом севера - сзади, Цин-Луна - слева, а Бай-ху, символом запада, - справа.

Изображения Цин-Луна встречаются на поздних народных картинах, имеющих заклинательный и благопожелательный смысл: извивающийся в разноцветных облаках Цин-Лун сыплет чудесными, источающими пламя, жемчужинами, золотом, серебром, кораллами в "вазу, собирающую сокровища", выступая в данном случае в качестве помощника бога богатства - цайшэня.

ИН-ЛУН, ДВУКРЫЛЫЙ ДРАКОН НЕБЕСНОГО ВЛАДЫКИ

Он жил в северо-восточном углу Великой пустоши на южном склоне холма Сюнли, мог накапливать воду и изливать ее дождями. В сложных положениях Небесный Владыка прибегал к помощи Ин-луна. Например, однажды во время потопа дракону было приказано отвести бездонные воды с земли в океан. Он ревностно принялся за дело. Вот как это происходило, если верить старинному рассказу: "Ин-лун полз, его хвост волочился по земле. По направлению, указанному хвостом Ин-луна, прорывались реки и каналы. Реки доходили до Восточного океана. Они сохранились до сих пор".

В другой раз Ин-лун участвовал в очень важном сражении. Ему было поручено залить противника потоками дождя. Дракон взлетел ввысь и разложил на специальной подставке дождевые тучи. Но подставку установил он косо, и небывалый ливень хлынул на собственное войско. Небесный Владыка был очень раздосадован. Но в конце концов он все-таки одержал победу - и не без помощи Ин-луна. Дракон с устрашающим криком "га-га" кидался с небес на врагов; тех, кто не успевал спастись бегством, убивал. Однако Небесный Владыка остался недоволен неловким драконом: обессилевшего, потерявшего способность летать Ин-луна оставили на поле битвы - поэтому там, на юге Китая, так часты с тех пор осадки.

ЦЗЯО-ЛУН, ЗЛОЙ ДРАКОН-ЛЮДОЕД

Это редкий для Китая злой дракон, пожирающий людей. Кроме человечины, он любит жареных ласточек, а боится железа и пятицветных ниток. Поэтому, перебираясь через водную преграду в том месте, где может обитать Цзяо-лун, рекомендуется положить в карман металлическую пластинку и несколько клубков цветных ниток. Но остерегайтесь есть перед этим ласточек - от этого опасность нападения дракона возрастает!

Чтобы не перепутать злобного Цзяо-луна с кем-нибудь другим, следует твердо запомнить описание, данное в древней книге "Перечень деревьев и трав": "Цзяо относится к драконам. Длиной более чжана (3,2 метра). Похож на змею, но имеет четыре ноги. Маленькая голова и тонкая шея. На горле белое ожерелье. Передняя часть груди красного цвета. На спине темные пятна. На боках как будто узоры. На голове - рога. Зубы выдаются из-за губ. Яйца, которые он откладывает, очень велики".