Когда говорят о великих археологических библейских памятниках, то обычно представляется Египет, Палестина, Междуречье, Греция. А между тем, на территории Украины есть не менее интересные памятники прошлого, неразрывно связанные с библейской археологией.

Вы узнаете о тайнах древних цивилизаций, существовавших на украинской земле.

На земле существует очень немного мест, где можно одновременно наблюдать следы жизнедеятельности различных, порой прямо противоположных по своей культуре и происхождению народов.

Место, о котором будем говорить, полностью соответствует этим критериям. Его интересной особенностью является и то, что это один из древнейших на земле храмовых комплексов.



Каменная могила под Мелитополем представляет собой не просто холм из каменных плит, напоминающий могилу, но является настоящей братской могилой десятков народов.

Интерес этого места состоит в том, что там обитали народы, о которых пророчествовал Иезекииль и которые упоминаются в Библии. Обычно мы привыкли встречаться с библейскими народами где-нибудь в Египте, Вавилоне, Тире и пр.

Находки, обнаруженные в этом месте, являются прекрасными иллюстрациями ко многим книгам Библии. Священная история от потопа до апостольских времён предстанет перед вашими глазами.

Когда вы едете машиной из Харькова в Крым по Симферопольской трассе, то не доезжая Мелитополя, слева можно увидеть поворот на село Мирное, и огромный плакат: „Кам’яна могила. Археологічний пам’ятник“. Повернув налево и проехав всего несколько километров, вы подъедете к огороженному заповеднику, находящемуся прямо в степи. Войдя в него и пройдя несколько десятков метров, перед вами откроется вид на огромный холм, сложенный будто бы великанами из громаднейших, как бы беспорядочно лежащих, каменных плит.

Каменная Могила – естественное образование. Образовалось предположительно так: монолитная песчаниковая отмель т.н. сарматского моря сползла по песку в углубление, вымытое рекой, по пути раскололась на множество валунов. Это единственноев мире подобное образование.

Позднее, когда возникло Понтийское море, на этом месте образовались известняковые отложения (они и сейчас хорошо прослеживаются на правом берегу долины реки Молочной, вблизи села Терпенье Мелитопольского района), в толще которых найден зуб кита.

Море ушло, воцарилась пустыня. Появились красно-бурые глины, содержащие железо и марганец. Впоследствии здесь образовалась впадина реки, воды которой проникли вглубь земли, а оксиды железа и марганца выходили на поверхность песка, образуя каменистую породу. Так постепенно возник на этом месте песчаниковый монолит.

В период таяния ледника на севере (граница его достигала района современного Днепропетровска) „большая вода“, стекая к югу, образовала долины рек и так называемые „амфитеатры“ — огромные вымоины в правом берегу пра-Молочной. Эти „амфитеатры“ образовались, как полагал русский естествоиспытатель академик К.М. Бэр, в результате поворотного движения огромной массы воды на поверхность Земли. Вследствие естественного углубления русла реки Молочной огромный остров оказался на поверхности долины, под воздействием воды и ветра первичный щит песчаника раскололся, а его обломки сползли по песку, и возник своеобразный каменный холм с гротами и пещерами.

В наши дни высота Каменной Могилы достигает 12 метров.

Обветренные за миллионы лет, обросшие зеленовато-серым лишайником, каменные глыбы разнообразны по размерам, причудливы и фантастичны по очертаниям.

Сегодня на каменных глыбах можно увидеть отпечатки моллюсков Сарматского моря.

Когда смотришь на этот природный памятник, невольно вспоминаешь о допотопных людях, и кажется, что эти глыбы скрывают под собой останки потомков Каина.

Долголетние исследования ученых мира древних пращуров привели к открытию на территории заповедника более шестидесяти гротов и пещер, на потолках которых обнаружены несколько тысяч редчайших наскальных изображений.

Глубоко реалистические рисунки дают представление о хозяйстве первобытных людей Приазовья, их духовной культуре. Именно сюда, в эти пещеры и гроты приходили первобытные люди для свершения своих обрядов, поклонения богам.

Наскальные рисунки в гротах, пещерах относятся к эпохе позднего палеолита до эпохи бронзы и более        позднего времени. Таким образом, хронология наскальных изображений Каменной Могилы охватывает  огромный период от XVI – XIII тысячелетий до н. э. до X – XII веков. 

Долгое время в исторической науке (и особенно, в силу идеологии, советской) было принято говорить о так    называемых первобытных людях, периода древнекаменного века (палеолита), которые были полудикими, жили   в пещерах, не знали ни понятия семьи, ни тем более религии (и уж тем более монотеизма). Словом, это были  полулюди, обросшие как обезьяны шерстью и использующие лишь камни для охоты и сбивания плодов. Однако,  в последующем было доказано, что деление истории в зависимости от качества материала, из которого  изготовляли орудия труда (камень, медь, бронза, железо) несостоятельно. И что железные орудия  встречаются в тех же временных отложениях, когда должны были бы быть только каменные. Было показано,  что жили эти люди в пещерах не потому, что были дикими, а потому, что сразу в послепотопный период была  очень высокая сейсмическая активность и построенные жилища быстро разрушались. 

В плане же своего развития, религиозно-этических представлений они не отличались от нас, современных людей.

Крупный французский учёный, профессор А. Леруа-Гуран писал: «Религия палеолита дошла до нас в своей изобразительной вершине… Определенное изображение всеобщего порядка явлений символически передано там через человеческие и звериные персонажи. Храм этот — одновременно микрокосмос и пантеон… Мы видим лишь слабую тень религии палеолита. Одно можно сказать теперь твёрдо: эти изображения скрывают исключительно сложный и богатый мир представлений, гораздо более сложный и богатый, чем считалось до сих пор. Порядок символов остаётся одним и тем же многие тысячелетия и это доказывает существование мифологии».

И свидетельства, оставленные древними людьми на Каменной могиле являются тому подтверждением.

В Каменных Могилах Вам представится возможность ознакомиться с пещерой Колдуна, где сохранились рисунки позднего палеолита, изображения людей и мамонтенка, с пещерой Козы, где на потолке зафиксированы фигуры лося, уток, а главное – плита-блок с изображением охотника на коз. В центре плиты изображена коза, сзади охотник с луком, а впереди «загон» и коза в нем, что свидетельствует о загонной охоте и приручении диких животных.

Среди петроглифов (от греч. petros — камень и glyphe — резьба — наскальные изображения) обнаружены изображения „древа жизни“. Древние люди знали, что с этим деревом связано грехопадение их далёких предков и потеря ими вечной жизни и что плоды этого дерева принесли в нашу жизнь смерть.

В Древнем Китае и других местах был обычай сажать деревья на могилах, чтобы придать духу умершего силу и тем самым спасти его тело от разложения. Кстати, именно отсюда происходит обычай садить на могилах цветы.

Надо сказать еще об одном виде искусства художников Приазовья – скульптуре. Оказалось, что песчаник Каменной Могилы являлся не только хорошей основой для петроглифов, но и отличным материалом для скульптуры.

Изображение змея, дракона-вешапа, найдено было в 1985 году и на Каменной могиле. Грот, где оно было обнаружено, получил название „Грот Дракона“ . Но более всего поражает одна интересная деталь, а именно изображение человеческой ступни, покоящейся на голове дракона.

Змей, как символ зла. Символами зла змеи были и в Вавилоне, Индии, Египте. Сохранили древние народы и предание о том, что змей будет побеждён Богом, который и вернёт людям вечную жизнь.

«Для интерпретации изображения человеческой ступни на голове дракона-вешапа из грота Каменной могилы, на наш взгляд, наиболее приемлем сюжет из Шумера, когда Нингирс, поражая врага, опускает на него „свою могучую стопу“. На голове дракона в гроте имеются следы ударов острым орудием — явная связь с религиозным обрядом убийства, а ступня — нечто иное, как символ героя или антропоморфного божества, поразившего дракона и породившего солнце, небо, утреннюю зарю»

На плитах Каменной могилы найдено и изображения креста, относящиеся к эпохе так называемого каменного века. Эта находка на территории Украины вместе с многочисленными другими ещё раз свидетельствует о том, что символ креста имеет чисто языческое происхождение: «в каменном веке — эпохе бронзы первоначально крест был символом идеи центра и основных его направлений или символизировал солнце»

«Языческие племена поклонялись кресту, как символу бессмертия». У христиан же крест «далеко не сразу стал важнейшим символом новой религии. В раннем христианстве, в I, II и даже в III вв., крест как орудие казни Иисуса Христа презирался верующими. В этой связи Минуция Феликс писал: „что касается крестов, то мы их совсем не почитаем; нам не нужны они, нам христианам; это вы язычники, вы, для которых священны деревянные идолы, вы почитаете деревянные кресты».

Хозяевами Каменной могилы были скифы и киммерийцы, готы и гунны, а также хазары и половцы. Но пожалуй самым экзотичным из всех народов были племена женщин-воительниц амазонок.

До недавнего времени, а точнее, до 1976 года, образы и деяния амазонок были известны в основном по рисункам на древнегреческих сосудах… Однако во время молочанской археологической экспедиции (1951—1952) под руководством Тереножкина А.Я. было открыто 42 сарматских погребения, среди которых немало принадлежало женщинам-амазонкам…