Основная встреча весны на Руси праздновалась в день весеннего равноденствия – 22 марта, называли его Сороки.

На Сороки день с ночю меряются, зима кончается, весна начинается.
Сорок сороков птиц на сороки прилетают.
На Сорок мучеников сорок сороков птиц весну несут.
На Сороки сорока кладет на гнездо 40 палочек.
На Сорок святых прилетел кулик из-за моря, принес весну из неволья.


У славян повсюду существовала вера в то, что в этот день из теплых стран рилетают сорок разных птиц, и первая из них - жаворонок. «Бывают, - уверяют опятные старики-крестьяне, - что прилетают жаворонки и раньше, только те непутящие: прилетит и смерзнуть может. А уж тот жаворонок, который на сороки прилетит, и тот настоящий, он не сдохнет». Тому, кто его первый увидит и услышит его песню, дарили булку птицу от всей деревни.

 

На Сороки обычно пекли печение «жаворонков», в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками. Делали куколок Мартиничек. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.

Для этого печеных жаворонков и Мартиничек крепили на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на палки плетня и т.п. и, сбившись в кучу, что есть силы кричали:

Жаворонки, прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!


Взрослые закликали весну на пригорках, пели веснянки. Дети с «жаворонками» залезали на повети, крыши, деревья. Там, где не было возвышенностей, обряды встречи весны обычно проходили на первой проталине. Считали, на счастье, проталинки, «если до сорока досчитать, то по весне горя не знать».

После печеных птичек обычно съедали, а головки их отдавали скотине или отдавали матери со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был».

Или печенье раздавали детям со словами со словами «Жаворонки прилетели, на головку сели» - тем самым благославляя детей. Ребята это печенье крошили, разбрасывая на 4 стороны птицам на корм.

С помощью подобных птичек выбирался семейный засевальщик. Для этого в жаворонка запекалась монета, и мужчины, не зависимо от возраста, вытаскивал себе печенную птичку. Кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригорошни зерен во время начала посева.

В Беларуси основным угощением во время этого праздника являются своеобразные пирожки галепы". Выпекают 40 штук. А еще вместо жаворонков часто пекли аистов (буклей) – прилет аистов беларусы считали началом весны, в южных областях – пекли куликов. (Плюшки восходят к обряду встречи весны, да и теперь напоминают птицу с расправленными крыльями. А самим этим словом называлась птица-трясогузка).

С этого дня считали, что новый год полностью входит в свои права. В ночь на 22 марта матери не давали спать детям, заманивая их слушать тишину, ожидая особого звука, разносящегося в мире, когда «год ломается».

С Сороками в народе связано очень много примет.

Если на Сороки был морозный день — говорили, что нужно ждать впереди сорок морозов.

Если на крышах домов до Сорок ещё лежал снег, то и на Добровещенне (конец марта — начало апреля) будет снег, а местами пролежит и до Юрья (конец апреля — начало мая).

Например, ранний паводок предсказывает быструю и раннюю весну. Также важное значение имел прилёт долгожданных птиц. Если они прилетели, то и весна скоро прилетит на постоянное место жительства. В народе говорят, что птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну.

Во что Сороки, в то и Петровки (с 12 июля, сенокосная пора).

С 22 марта и до Зосимы-пчельника (30 апреля) считается сорок утренних морозов.

Если утренники с этого дня продолжаются постоянно, то лето будет теплое.