В суету городов и в потоки машин

Возвращаемся мы — просто некуда деться!

И спускаемся вниз с этих вечных вершин,

Оставляя в горах,

оставляя в горах своё сердце.

(Да простит меня Владимир Семёнович, но язык не поворачивается назвать горы покорёнными.)

Мы шли в каком-то странном состоянии… С одной стороны нам хотелось быстрее добраться до Желанной, встретиться с Богданом, попариться у него в бане, но вот с другой, мы не хотели покидать эти места.

Шли молча, перебрасываясь незначительными фразами, шутить и хохмить не хотелось. Облака ползли за нами, печально вздыхая порывами ветра. Наверное, чтобы хоть как-то нас отвлечь и развеселить стали попадаться ягоды. Морошка – королева Севера, соблаговолила предоставить нам возможность вкусить её. Нам очень хотелось, чтобы Нина и Малиоша попробовали эту уникальную северную ягоду.

Настроение немного улучшилось. Теперь настала очередь грибов. Мы сначала боролись с соблазном набрать грибов, но количество подосиновиков, а главное их внешний вид, так радовал, что устоять было невозможно. Так и шли, собирая грибы и клюя морошку. Паша заметно ускорился и потерялся из виду. Догнали его лишь на пригорке, за поворотом. Он сидел и ждал нас.

- Прости, Пашка, мы не смогли ничего поделать с собой, соблазн оказался слишком велик! – смеялись мы и показывали ему свою добычу.

- Ладно, я пойду быстрее, вдруг машина придёт раньше, скажу, чтобы нас подождали, - ответил Паша и снова исчез в голубой дали.

Мы вышли к берегу озера, и нам осталось пройти ещё совсем немного до места встречи. На противоположном берегу был разбит лагерь из трёх палаток. К ним подъезжала машина. Присмотрелись.

- Так это наверняка финики, которые тоже сегодня возвращаются, - вспомнили мы.

- Вот только их много, и они пожелали ехать одни.

- Так за нами должна прийти вторая машина и Богдан обещал быть в ней.

Мы продолжали идти дальше, но червь сомнения уже ковырял мозг.

Тем временем, финики погрузились и Урал, взревев мотором, начал свой подъём. Бежать, кричать, махать руками, было совершенно бесполезно. Мы их видели, а они нас нет. Машина тяжело вползала на подъём.

- Эх, мне бы винторез, я бы их снял, - задумчиво, глядя им в след, сказал Яруна.

Посмеялись. Нам ещё не верилось, не хотелось верить, что нас кинули…

Мы вышли к «точки возврата» на базе Желанная. Сбросили рюкзаки и стали ждать. Настроение стремительно портилось, усиливалось холодным пронзительным ветром и очередной тучкой, попавшей в плен над озером и выдавливающей из себя сырость. Распаковали тент, укрыли рюкзаки и Элая, сами тоже сгрудились на ковриках под тентом в попытках укрыться от ветра и непогоды.

Настроение кончилось, равно как и заряд бодрости. Было непонятно, как о нас могли забыть. Не хотелось об этом думать вообще и решили надеяться на лучшее, на то, что наша машина ещё не пришла. Мы были уверенны в том, что она обязательно будет, но вот когда? Перед глазами стояло озадаченное лицо Боди, он явно сердился и тоже не понимал происходящего.

Надоело сидеть под тентом. Пошли на кварцевые отвалы собирать камешки. Хоть какое-то занятие. Высунулось Солнышко, виновато поглядывая на нас из-за туч, принялось баловаться солнечными бликами, играя на гранях кристаллов кварца.

Постепенно мы приняли происходящее как данность и решили, что всё в наших руках, и жизнь продолжается. Вот только продукты мы оставили на Старухе, мы даже не могли предположить такое развитие событий. Но у нас было полно грибов, набранных по дороге, были соль и перец, а ещё немного галет, чай, конфеты и банка паштета, который решено было оставить как НЗ.

Мы с Лиской решили пройтись по дороге в поиске дров, а заодно продумать план дальнейших действий.

- Что ж сейчас сварганим грибной супчик из одних грибов, жаль, что крупы все оставили в балке.

- А у меня пакет гречки в рюкзаке, я ничего не оставляла, - округлила глаза Лиска.

- Ах ты, бельчонок запасливый! – обрадовалась я, - так пошли же быстрее ребятам кашу приготовим по всем правилам походного поварского искусства!

Жизнь действительно возвращалась в привычное русло. Даже погода стала налаживаться. Мы ускорили шаг и вернулись с дровами и хорошей новостью. Уже привычно трещал костёр, варилась каша, устанавливались палатки, Элай счастливо расположился в домике. Будем жить – решили мы, ещё один день в горах – это не самый плохой расклад. Отравляло настроение лишь не понимание, почему всё так произошло. Мы чувствовали, мы точно знали, что Богдан приезжал за нами, а теперь он совершенно один и неизвестно где, злой и голодный.

Мы уже заканчивали ужинать, как на дороге показалась большая группа туристов из Сыктывкара. Мы встречались с ними под Манарагой. Теперь они тоже возвращались домой. Их было одиннадцать человек, и мы все вместе легко помещались в вахтовку, которая должна была прийти за ними завтра. Сыктывкарцы расположились чуть поодаль своим лагерем, занялись приготовлением ужина и обычными стояночными делами. Вечерело. У них оказалась гитара и не менее прекрасные голоса. Мы уснули под великолепное исполнение песен.

Проснулась я от шума двигателя, это заработала драга в штольнях, а вот за драгой послышался едва уловимый звук мотора Урала.

- Подъём! Богдан едет!

Все остальные проснулись мгновенно и поспешно одевшись, выбрались из палаток. По дороге мчался Урал, он ехал к нам!

- Не иначе Макс несётся, - заметил Паша, - Только он так ездит, остальные водители боятся.

Машина нырнула и скрылась из вида.

- Неужели мы ошиблись и это машина геологов?

- Нет, это за нами, - продолжала упорствовать я.

И в подтверждение моих слов, Урал снова показался на дороге, но уже значительно ближе к нам, он преодолевал брод.

Ещё несколько томительных минут ожидания, и вот из кабины выпрыгивает Бодя, идёт к нам, улыбается и говорит мне:

- Ты только не кричи!

- Твою то мать … где тебя носило! – смеюсь ему в ответ.

- Не поверишь, эти слова звучали у меня в ушах все два дня, пока ждал вас и мотался по этим базам!

Выяснилось, что Богдан действительно был вчера в той машине, что вторая машина сломалась, а противные финики, так боятся русских, что отказались взять нас на борт. Что бедный Бодя, ночевал и мёрз в вагончике на базе Сана-Вож, а сегодня утром дождался Макса, а это был именно Макс, и вместе с ним вернулся за нами на Желанную. Мы все были счастливы, даже Солнце осмелело и вышло из засады. Мир заискрился и заиграл новыми радостными гранями.

У нас был роскошный завтрак с водочкой (с сыктывкарцами мы обязательно поделились) и коньячком, со свежими овощами со своего огорода, с зеленью, с колбаской и свежим хлебом. А Богдан счастливо уминал за обе щеки нашу кашу с грибами. Все были счастливы.

Напоследок Урал преподнёс нам ещё один подарок – розу, настоящую розу на ивовом кусте!

Мы не верили своим глазам, но это действительно была роза, которая росла на иве!

Макс тем временем спал. Замечу, что водители там спят мало и крайне редко, когда им повезёт, а везёт им редко. Зато работают на износ и практически не вылезают из машины. Так что Макс спал, а мы берегли его сон. Когда он проснулся и пообедал нашей горячей кашей, мы стали грузиться.

Погрузились быстро и весело, бодрячком побросали рюкзаки в машину, забрались сами и услышали голос Макса в динамиках салона:

- Корабль готов к отбытию!

Настроение было чудесным, все смеялись и шутили, вспоминали наиболее яркие моменты пути. Сыктывкарцы взялись за гитару, и вот уже вся машина дружно распевала песни.

Добрались до базы Сана-Вож, размяли ноги, полакомились ягодами жимолости, набрали воды и продолжили путь.

По дороге встретили ещё один Урал. Водители устроили ралли, в котором Макс вышел победителем, и мы первыми достигли Кожима.

Переправляясь через Кожим, встретили туристов, сплавляющихся на байдарках, они весело махали нам руками и веслами, мы столь же радостно приветствовали их в ответ.

севрные шмелики

Перебравшись на другой берег, остановились фотографироваться.

Мы прощались с Уралом.

Кто захочет в беде оставаться один?!

Кто захочет уйти, зову сердца не внемля?!

Но спускаемся мы с этих вечных вершин...

Что же делать —

и боги спускались на землю.

Сколько слов и надежд, сколько песен и тем

Горы будят у нас — и зовут нас остаться!

Но спускаемся мы (кто — на год, кто — совсем),

Потому что всегда,

потому что всегда мы должны возвращаться.

За разговорами, песнями и хохмами добрались до станции Инта. Ребята из Сыктывкара сгрузились, мы попрощались и обменялись телефонами.

Наш путь ещё не закончился, нам оставалось проехать всего 16 км до города, которые преодолели как-то незаметно быстро. Над городом уже нависла дождливая ночь. Но что нам дождь после перевалов?!