Утро было солнечным с небом «миллион на миллион», но там, за горами уже громоздились тучи…

Мы собирали лагерь после завтрака, неторопливо и обстоятельно, всё-таки первый переход в этом году и в таком составе. Глядя на небо, предупредила чтобы палатки собирали последними, а пенки из них не вынимали. Что-то тревожное было в небе.

Из-за горы вынырнул вездеходик, он резво спустился с горки к реке, остановился. Двое, вездеходчик и его пассажир, подошли к нам. Так принято в столь удалённом от цивилизации и диком месте, при встречи интересоваться кто, откуда, как дела, нужна ли помощь. Поговорили, оказалось, что в общем-то хоть и давнишние, но знакомые нам люди, едут на рыбалку на Мокрую Сыню (река такая). Рассказали, что идём на Колокольню, нам предложили срезать чуток и пройти «с другой стороны горы» по их вездеходному следу. Поблагодарили, разошлись. Они поехали дальше, а мы продолжили сборы.

Грозовой фронт подступал всё ближе, тяжело переваливаясь через хребет, свинцовые облака оставляли за собой мокрый след. Ливень там был нешуточный. Сверкали молнии, гремел, содрогая землю, гром. В воздухе стоял запах озона и воды. Стало очевидным то, что нам не избежать потопа в местном масштабе. Наскоро, дособирав рюкзаки, швырнули их в палатки и рыбкой прыгнули туда сами. Крупные капли забарабанили по тентам. «Разверзлись хляби небесные!» Сквозь незастёгнутый второй вход тента дождевая вода вливалась ниагарским водопадом в палаточное нутро. Яруна выскочил наружу, застегнул вход. Окошко осталось открытым, и вода нашла его, но подоспел Малион, захлопнул окошко снаружи. Дождь лил, нет, не как из ведра, он лил, как из пожарного шланга!

Дождь прекратился так же резко, как и начался. Гроза уносилась дальше. Промытый воздух был свеж и чист. Выглянуло солнышко. Мы поторопились закончить сборы. Пришлось складывать мокрые палатки, увязывая их поверх рюкзаков, приторачивать коврики и укрывать рюкзаки защитными противодождевыми чехлами. Вопрос в чём идти, в кроссовках или броднях, отпал сам собой, по вездеходной дороге, с пригорка текла настоящая река. Огляделись, не забыли ли чего. Вздохнули, прощаясь с местом, бывшим для нас домом на пару дней. Собрались.

Внезапный порыв почти ураганного ветра принёс отставшую тучку и отжал прямо на наши головы. Дождь был тёплым, настоящий летний ливень! Большинство из нас успело надеть дождевики или куртки. Мы же с Яруной стояли в футболках и походных штанах, благо, что успели сапоги раскатать. Было жаль, что мокнут наши любимые «татонки»!

Яр сказал, что нечего выжидать, и что кто-то первым должен подать пример и влезть в рюкзак. Сказано, сделано. Прошу помочь надеть на меня рюкзак, командую всем полный сбор и отбытие, благодарю место приютившие нас. «Подаю пример». Остальные примеру следуют и вот, первый переход, обильно политый дождём, начался.

Понемногу дождь перестал и остался где-то там, сзади. Мы шли по затяжному подъёму, шагая в колее вездеходного следа. Совсем недавно мы по нему ехали в вездеходе.

Мокрая насквозь одежда, до нижнего белья, бодрила разгорячённое тело. Вышло из-за облаков светило, и мы ещё раз убедились в справедливости того, что всё, что не делается – к лучшему. Ветерок сушил волосы вместо фена, мошка зудела, в общем, полёт сквозь тундру нормальный.

Паша скомандовал привал, но подъём ещё продолжался. В силу своих физиологических особенностей не могу отдыхать на пол пути в гору, так как после отдыха, сердце совсем отказывается работать и начинает захлёбываться, а по тому, приходится медленно, но верно идти до вершины и отдыхать уже там. Помахав остальным рукой, мы с Яром и Элаем пошли дальше. Чем выше поднимаешься, тем сильнее ветер, чем сильнее ветер, тем лучше он сдувает гнус. Вот она, вершина! Можно наконец-то сбросить рюкзаки и отдышаться.

Через 15-20 минут ребята нагнали нас, и мы продолжили путь. Теперь дорога шла под горку, идти было легче, да набежавшие облака создали тень.

Так и шли, 45-50 минут идём, 15-20 минут отдыхаем, но всё это с учётом рельефа местности. На очередном подъёме Паша притормозил на отдых, объясняя, что уж слишком он длинный этот подъём. Кивнула, но сказала, что всё равно пойдём дальше, и будем ждать их уже наверху. Этот подъём был действительно очень затяжным. Даже Яруна вздыхал:

- Он когда-нибудь закончится?

- Конечно! Ведь всё когда-нибудь кончается, - отвечала ему.

И вот мы снова на вершине! Красота! Тундра там была высушена ветром, и можно было растянуться прямо на мягком мхе, нагретом солнышком. Мы уже давно отдохнули, а ребят всё не было.

Вдруг, вдалеке замаячила гибкая фигура. Паша шёл быстро и без рюкзака.

- Что-то случилось серьёзное, - обеспокоился Яр.

- Да уж, раз Паша без рюкзака, значит что-то действительно из ряда вон.

Тем временем Паша уже подошёл к нам.

- Паша, что? Ведь тот, с кем что-то может произойти здесь, - спросила я.

- Там с Вовчиком плохо …

- Как плохо?

- Совсем …

Беру с собой запястный «давлемометр» и вот мы уже почти бежим обратно, оставив Яруну с Элаем и рюкзаками. Ничего внятного о том, что же всё-таки произошло, мне Паша так и не смог объяснить. А ушли мы от них достаточно далеко. Пока спешили обратно, думала над комичностью ситуации, иду оказывать помощь с давлемометром, хотя, уточнение диагноза, уже неплохое подспорье.

Дошли. Вовчик лежал на пенке-коврике, его трясло, нет, его подкидывало и крючило. Землистый цвет перекошенного гримасой боли лица наводил на самые печальные мысли. Ребята организовали для него с помощью рюкзаков убежище от ветра. Лиска доложила, что дала ему баралгин и энап тоже дали. Что ж, вполне грамотный шаг, дать универсальный спазмолитик в такой ситуации. Кроме этого, она ещё попыталась гармонизировать энергетически потоки его организма, которые явно вышли из под контроля.

Померили давление. Оказалось в норме. Да уж, прежде чем принимать препарат, понижающий давление, всегда следует для начала уточнить какое оно, это давление. Ну что же, что сделано, то сделано, понятно, что сделано из лучших побуждений. Тем более, что мы можем нейтрализовать нежелательное действие лекарственных средств.

Юля выдала Вовчику леденец, такое состояние можно ещё наблюдать и при резком снижении сахара в крови, по крайней мере, хуже от этого не будет.

Поразила в этой ситуации Валя. Она делала разминку для ног. Ну и психика у человека…

Просмотрели Вовкин организм. В области головы явно видно блокировку энергетических потоков, словно плотина держит нисходящий и восходящий потоки, не давая им возможности свободного движения. Ещё немного и голова просто разорвётся от такого напряжения.

- Вова, честно отвечай, что у тебя в голове за код, зачем был поставлен?

- Закодировался от алкоголя.

- Понятно …

Выбор у меня был невелик, либо оставить всё как есть в Вовкином мозгу, а затем прикопать его тело в ближайшем снежнике, либо… снимать всё это к чёртовой матери, ибо каждый должен быть свободен, тем более здесь, среди мощных энергетических потоков чистых космических энергий. Аккуратно вынимаю блок кодировки. Потоки восстановлены, ещё немного и они начинают гармонизироваться. Вовчика перестаёт трясти и подкидывать, но остаётся сильный озноб. Он стучит зубами от холода, хотя вокруг достаточно тепло, да и укрыли его кто чем мог, флиской, курткой, свитером. Э-эх, что поделаешь… ложусь рядом, согревая его своим телом, хорошо, что одежда на мне уже успела просохнуть, заодно и потоки так легче восстановить. Уже через несколько минут, Вовчик удивлённо заметил, что «какая же ты горячая»! Ну да, горячая, а как ещё отогреть того, кто в полной мере вкусил Космического Холода…

Хорошо то, что хорошо кончается. Пока мы тут играли в Чипа и Дейла, Паша, прихватив свой рюкзак, умчался вперёд, определиться с местом стоянки и вернуться за Вовиным рюкзаком.

Мы же, убедившись в том, что «пациент скорее жив, нежели мёртв», двинулись вслед за ним. Забрали мою татонку, к нам присоединился Яруна с Элаем, мы продолжили переход.

Все были несколько ошеломлены произошедшим. Вова мучался угрызением совести, что вот, здоровый молодой мужик, а идёт налегке. Мы же объяснили ему, что тащить его без чувств, или заморачиваться со снежником и с его телом было бы куда менее приятным делом, так что уж пусть он идёт лучше так, чем иначе. Он соглашался, но тяжело вздыхал. Голова его ещё кружилась, да и сил хватало лишь на переставляние ног, какая уж тут почти 40-ка килограммовая татонка!

Так и дошли потихоньку до Пашкиного рюкзака. Всё. Здесь будет наш очередной лагерь на пару дней.

Юля уже успела сбегать к реке Колокольня и принести воды, протягивая мне горелку и котелок со словами: «Паша просил, чтобы к его приходу ужин был готов».

Я внимательно посмотрела на газовую горелку. У нас их было аж две, и десять баллонов с газом, но среди нас был только один человек, который умел с ними обращаться, и это был Паша. Мы переглянулись. Юля растерялась. Зато нашлись наши мужчины. Они быстренько поставили палатки и отправились за дровами, которых не было в этом месте. Ну, это как поискать! Через пол часа костерок облизывал языками пламени закопчённое дно котелка и чайника. К приходу Паши ужин был готов. Чего только не сделаешь ради товарища, даже дрова найдёшь там, где их не может быть, если горелкой пользоваться не умеешь.

Колокольня - река и гора

Ночь прошла спокойно. Вовчик рано лёг спать, сказывалось недомогание и слабость. Наутро он проснулся практически огурцом-молодцом, но, воизбежание неприятностей со здоровьем,  к верховью реки Колокольни не пошёл. Туда отправились Паша, Юля, Арьяс, Валя и Свиристель, конечно же, в сопровождении неутомимой Пальмы. Они поднялись до озёр.

Малион с Лиской прогулялись немного с ними, а затем вернулись поискать грибов, их примеру последовал и Вовчик, но, увы, грибов они не нашли.

Мы же с Яруной и Элаем решили устроить фотосесиию реки.

наш лагерь

Вскоре вернулась Юля, неся в пакете выловленных Пашей двух хареусков. Они были почищены нами с Вовчиком и посолены. Вечером народ лакомился малосолочкой.

День выдался тёплым, светлым и солнечным.

Ну чем не Уральский Рембо ?! Пошёл умываться, вернулся с дровами :)

К вечеру натянуло облаков, и закат разлился золотом по тундре.

Горы приобрели малиновый цвет.

Поздним вечером, когда мы уже засыпали, уютно устроившись в спальниках, послышался нехарактерный для тундры звук: «Блям-блям». Явно не вдалеке звенели бубенцы. Мы поначалу решили, что это звуковой обман, мало ли что почудится в шуме прыгающей по камням реки. Но звук приближался.

ОЛЕНИ! Осенённые догадкой мы выпрыгнули из палаток, находу одеваясь. По другому берегу шло целое стадо северных оленей. Мы стояли совершенно изумлённые и щёлкали затворами фотоаппаратов.

Пашка ещё пошутил, что надоели ему горы, и он хочет домой. Эх, люди, берегитесь желаний своих, ибо утром гор не было. Наш мир ограничился несколькими метрами за палатками. Горы исчезли.

- Пашка, чей-то ты не додумал в своих желания! Гор нету, дома – тоже.

К обеду горы появились, туман выпустил их из своих объятий. Тяжёлые облака нависли над тундрой, хотя, местами заплатками в них виднелось чистое небо.

северное сияние

В этот день состоялось настоящее свтопредставление. Одновременно в воздухе повисло северное сияние с одной стороны и грозовые сполохи – с другой. Красота и необычность происходящего завораживала, невозможно было от этого действа оторвать глаз.

А потом включили дождь. Нудный, серый, моросящий, холодный. Мы разбрелись по палаткам. Вовчик достал карты и предложил сыграть… Сказать, что мы удивились, это значит не сказать ничего. Стало ещё печальней от происходящего, и ещё более очевидным выделился полный крах нашей экспедиции.

Мы с Яруной и Элаем лежали в палатке, придаваясь невесёлым рассуждениям. Как вдруг, услышали шаги и чей-то голос:

- Есть тут кто?

- Свои все дома, - донеслось в ответ из соседней палатки.

- Отдыхаете?

- Паша, ты? Чего прикалываешься? – подали голос мы.

- Я, не Паша, я – чужой!

- Стоять, у нас собаки!

-Хорошо, стою.

Нас просто вынесло от неожиданности из палаток! У костра стоял очень колоритный мужчина неопределённого возраста, с выдубленным северными ветрами лицом. Одет он был, так же как и сто и триста лет назад одевались его предки, с той лишь разницей, что на ногах его были современные бродни, в которых он перебрался через реку с того берега. На том берегу мирно паслись олени. Оказалось, что он один с собакой гоняет по пастбищам четырёх тысячное стадо. К нам он зашёл просто так, пообщаться. Мы угостили его сигаретами и сказали, что завтра будем идти дальше и по дороге ещё, быть может, встретимся. Элай всё время разговора сидел в палатке.

олени на том берегу

После обильного и продолжительного дождя река из речушки превратилась в бурный горный поток, она разбухла и представляла собой серьёзное испытание для нас. Оставалась одна надежда на то, что за ночь вода немного спадет, и мы сможем преодолеть реку вброд.

Утром вода всё-таки немного спала, но переходить реку в том месте, где предполагалось изначально, было опасно. Сильное течение сшибало с ног, а уровень воды доходил почти до самой кромки бродней. Мы с Пашей спустились немного вниз по течению. Река там была пошире, но помельче, лишь в одном месте было так же глубоко, но глубина длилась всего около метра, да и течение там было не столь стремительным. Присоединившаяся к нам Юля одобрила переправу. Вернулись за остальными к собранному лагерю. Поблагодарили место за приют и двинулись, гружённые рюкзаками, в путь.

Река гулко рокотала, она не была столь звонкой как вчера, поднявшийся уровень воды глушил звук, но от этого она казалась ещё более зловещей на фоне низкого пасмурного неба. Мы постояли, потоптались, решились.

Первыми на тот берег перешли мужчины, они отнесли свои рюкзаки, ещё раз проверили брод и вернулись за нами. Каждый из них брал на себя женский рюкзак, барышню за руку и переводил на тот берег. Мы с Юлей и Элаем остались в ожидании своей очереди. У Юли была дыра в сапоге на голенище и ей пришлось ждать, когда Паша возьмет у Свиристель сапоги подходящего размера уже на том берегу и принесёт ей сюда. А мы с Элаем ждали, когда Яр вернётся с Пашей за нами, отнеся мой рюкзак. Тем временем, перевязала для страховки Элая поводком, проведя его под грудью и закрепив на спине на манер шлейки. Элаю предстояло плыть и его легко могло снести течением на камни, почти 60 кг живой массы не так-то просто удержать голыми руками в горном потоке, лучше было перестраховаться. То ли дело лёгонькая Пальма, два прыжка, Пашина рука, придерживающая на стремнине за ошейник, и она уже высыхает на том берегу. Вместе с Пашей и Яруной пришёл Малион, он благополучно переправил Лиску, и по традиции вернулся за мной.

- Только не спеши ступай медленно, очень медленно.

Я взяла Малиона за руку и стараясь не смотреть на Яруну с Элаем, чтобы от переживаний не завалиться прямо тут в реке, точно выполнила указание. Мы медленно перешли по камням сквозь бушующий поток. Нас там встречали Арьяс и вполне оправившийся Вовчик.

Радость и щенячий восторг охватил всех нас! Мы прошли, мы преодолели, мы смогли! Мы действительно были молодцы! Колокольня отпустила нас, наш путь продложался.