Любопытный эпизод из своих поездок по Северу рассказала К.П.Гемп. Однажды она побывала в рыбацкой тоне, расположенной на Терском берегу. Белого моря. Подойдя к избушке, К.П. Гемп обратила внимание на любопытную картину. Старик-помор, почтенный седобородый человек, был занят странным делом, выкладывая на земле круги из камней.
- Что это Вы делаете? – спросила Ксения Петровна.
- Вавилон строю, - ответил старик.
- А зачем он?
- Для забавы, видишь ли…Тут ранее стоял большой вавилон из дикого камня. Его люди сбросили в море, вот я новый и строю.
«Вавилонами» русские поморы называли каменные лабиринты. Очевидно, стенки ( «гребни») лабиринтов представлялись в сознании русских рыбаков и морских охотников в виде крепостных стен, связанных с мифами библейской истории. В русской крестьянской среде словом «вавилон» называли также красочные вышивки и мотивы затйливой резьбы по дереву
В специальной литературе было высказано немало предположений о происхождении лабиринтов.
Обратившись к семантике слова «лабиринт», востоковед Б.А.Тураев повторил мнение немецкого лингвиста Шпигельберга, предположившего, что слово ?????????? происходит от тронного имени царя Нигмары ( в греческой передаче ??????? ). Археолог А.Эванс считал, что слово «лабрис» произошло от двулезвийного бронзового топора культового назначения.
Л.И.Рингбаум считал, что каменные лабиринты служили первоначально местами для игр спортивного или общественного характера и могли быть сооружениями религиозно-ритуального назначения. В поисках подтверждающих аргументов Л.И.Рингбаум обратился к мифу о Дедале, легендарном создателе крито-микенской спиральной орнаментации. Дедал якобы был знаком со шнуровым циркулем. Его племянник Талос изобрел угловой циркуль. Снедаемый зависитью, Дедал убил Талоса и бежал из Афин на Крит. Здесь он построил знаменитый лабиринт, в котором поселился Минотавр – чудовище, рожденное супругой Миноса Пасифией. Миф о Минотавре, по мнению исследователей, был связан с тотемистическими представлениями и напоминал о существовавших в древности человеческих жертвоприношениях. В тринадцатой песне гомеровской «Илиады» Л.И.Рингбаум нашел рассказ о том, что Дедал, в честь Тезея, победившего Минотавра, построил «хорос» («choros») – место для танцев, где спасенные Тезеем юноши и девушки исполнили «танец победы», причем фигуры танца повторяли круги лабиринта. Далее Л.И.Рингбаум сравнил «хорос» с «девичьими танцами» Финляндии. Он пересказал легенду о постройке каменного лабиринта в Утё. Лабиринт был сооружен якобы по приказанию «благородной девицы» и предназначался для игр девушек и юношей, счастливо спасшихся во время бури около Утё.
Э.Краузе привел другой интересный эпизод, взятый им из стихов Аполлона Родосского «Путь аргонавтов» (около 240 г. до н.э.). Поэт рассказал о том, что после двенадцатидневной бури аргонавты получили от морской птицы оракул – искать землю, где они могли бы принести жертву богине Диндамусе, поскольку она «вертит ленту кругом ветра, моря и земли». Аргонавты высадились на сушу и возвели на берегу моря «алтарь из валунов». Самые молодые из аргонавтов прыгали кругом, били мечами по щитам и танцевали в хороводе. После этого буря прекратилась и аргонавты продолжили свое путешествие.
Хореографические элементы ленточного танца Л.И.Рингбаум прослеживал у различных европейских народов. Все они исполнялись, как правило, хороводами (от греч. «choros»). На острове Фер, по свидетельству автора документа, датированного 1669 годом, хороводы водились парами, причем каждая пара была соединена яркой лентой или цветистым платком. Ферский танец очень напоминал один из исландских танцев («hringbrot»), описанный в письменном источнике XVII века. Все танцующие были связаны с собой лентами. В Скандинавии, например, в Норвегии, тоже были распространены хороводы, в которых использовались ленты. Через эти ленты танцующие перепрыгивали, наклонившись к земле. Ленточные танцы проводились и в более южных странах Европы. Например, на Сицилии был весьма популярен танец «ill ballo della cordella», в котором танцующие держали в руках ленты, прикрепленные к столбу. В Верхней Баварии даже в новейшие времена пользовался популярностью танец «B?ndtanz», который напоминал описанный выше сицилийский хоровод вокруг столба. Все эти ленточные танцы, описанные Л.И.Рингбаумом, можно сопоставить с игрищами в каменных лабиринтах. Хореографическая режиссура танца заключалась в том, что один из участников стоял в центре лабиринта, а другой – держал в руке второй конец ленты. Танец завершался в тот момент, когда при движении по ходам лабиринта второй танцор подходил вплотную к первому. В танцах могло участвовать и несколько пар одновременно. Танцующих могло быть четырнадцать, и в этом случае, по мнению Л.И.Рингбаума, делосский танец «геранос», зародившийся в Греции, позднее заимствованный северными народами Европы. Гипотеза Л.И.Рингбаума не отрицала культового происхождения лабиринтов. Архаичная подоснова любого хороводного танца носила характер религиозного ритуала. Древние первобытные религиозные представления исчезли, а хороводные танцы остались.
Однако можно ли связывать ленточные хороводы с каменными лабиринтами? Частично, вероятно, можно. Ленточные танцы исполнялись лишь в круглых подковообразных лабиринтах. Их невозможно осуществить ни в односпиральном лабиринте, ни в «почкообразном» лабиринте, ни в кругообразном лабиринте с концентрическо-линейной основой, ни, наконец, в подковообразном лабиринте классического типа, имеющего, как правило, не круглую, а овальную форму. Таким образом, ленточные хороводы невозможно исполнить в подавляющем большинстве каменных лабиринтов Северной Европы.
Некоторые исследователи лабиринтов связывали их с астральным культом. Ближайшие аналогии при этом находились, по их мнению, в спиральной орнаментике бронзового века., Спиральный мотив здесь, возможно, имел отношение к астральному культу, но его генетическая связь с лабиринтным узором устанавливается весьма гипотетически. Многие исследователи связывали изображение лабиринтов среди наскальных рисунков Южной Швеции с солярным культом.
В поисках верного ответа на вопрос о происхождении лабиринтов исследователи обратились к английским мазам. В Уэллсе и Кумберленде пастухи вплоть до середины XIX века вырезали в дерне мазы в виде причудливых лабиринтообразных фигур. Древнейшую постройку такого рода Э.Троллоуп относил к XII веку, истолковав мазы в качестве мест для покаяния грешников.
Мнение Э.Троллоупа продержалось довольно долго, пока в 1922 г. не вышла одна из работ W. H. Matthews, предложившего новую гипотезу. Автор решительно отказался от мнения Э.Троллоупа на том основании, что во Франции, где встречаются церковные лабиринты, отсутствуют мазы, и наоборот, в Англии, где имеются мазы, нет церковных лабиринтов. Отсюда W. H. Matthews сделал вывод о том, что английские мазы не имеют ничего общего с христианской религией. Мазы, по его мнению, были занесены в Англию скандинавами из Дании в XI в.
Церковные лабиринты в Италии и Франции выстраивались в мозаичных полах в виде кругов и меандров. О.Альмгрен опубликовал рисунок колокола из Вестерготланда, на котором были выгравированы изображения лабиринтов. Л.И.Рингбаум опубликовал рисунки лабиринтов некоторых церквей в Финляндии, в том числе известный лабиринт из церкви в Сиббо. В средневековых манускриптах часто встречаются изображения лабиринтов, причем верующие христиане считали, что лабиринтные ходы служили дорогой для кающихся грешников в память крестного пути на Голгофу. Одно из таких изображений помещено на рукописи IX века из Санкт-Галлена. Рисунок лабиринта был сопровожден пояснительной надписью «domus Dedali»,что указывало на легенду о Критском лабиринте. Другое подобное изображение было помещено в рукописи из Фрейсенгера, хранящейся в Мюнхене. В переложении Л.И.Рингбаума рисунок сопровождается латинскими стихами следующего содержания: «Лабиринт – это мир Божий, в нем Бог побеждает Дьявола, охотящегося на души людские, как Тезей с помощью Ариадны противоборствовал с Минотавром». В комментарии одного епископского герба, изображенного в виде лабиринта, приводилось истолкование 1621 года следующего содержания: «Этим епископ хотел символизировать дорогу вечной жизни, вдоль которой милость Божья нас ведет, вложив в наши руки, как нитку Ариадны, свои святые заповеди. Придерживаясь их и следуя за ними, мы можем благополучно выйти из ужасающих ложных путей и избегнуть затруднений сего мира».
Приведенные выдержки свидетельствовали о том, что изображения лабиринтов в средневековых рукописях объяснялись символикой на сюжет древнегреческой легенды о Тезее и его подвиге. Как вспоминал А.А. Спицын, при обсуждении его доклада а понойских лабиринтах в 1900 году в Императорском Русском Археологическом обществе его оппоненты Н.П.Кондаков и Я.И.Смирнов высказали сомнения о связи северных лабиринтов со средневековыми лабиринтами. Соглашаясь с этим, А.А. Спицын, уверенно заявил, что «северные лабиринты, по крайней мере, древнейшие или некоторые, могли иметь и местное происхождение, совершенно не зависимое от церковного…».